ВОЛГОГРАД–ФОРТЕПИАНО–2012

Сборник статей и материалов по истории и теории фортепианного искусства

Обложка

Редакционная коллегия: Е. Г. Бельфор, И. С. Блинов, С. А. Главатских, Д. Б. Горбатов, В. В. Грязнов, М. В. Лидский, Н. И. Рубцов, Н. Ю. Рудковская, Р. М. Фрумкина, И. И. Харисов, В. В. Шпиницкий.

Редактор-составитель: М. В. Лидский.

Заказы просим направлять по адресу: nirubtsov@mail.ru .Цена сборника: 350 рублей (либо 11,5 долларов США, либо 9 евро) плюс почтовые расходы (различные в зависимости от адреса заказчика и выбранного им типа почтового отправления). Можно также заказать книгу в интернет-магазине «Арт-транзит». По России книги высылаются наложенным платежом. Заказы из-за границы принимаются в форме письма, в котором заказчик обязуется перевести деньги согласно выставленному счету банковским переводом по реквизитам, которые будут указаны в счете.  Счет будет выставлен после отправки книг почтой заказчику. Просьба уточнять валюту платежа.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Les tombeaux

Подходящего русского эквивалента этому термину нет. Жанр tombeau имеет богатые традиции во французской музыке. Так называлась пьеса либо серия пьес, посвященная памяти усопшего. Произведения в жанре tombeau писали Жан-Батист Люлли, Сильвиус Леопольд Вайс, Марэн Марэ и другие известные авторы. Самый знаменитый образец этого жанра был создан, однако, в XX веке: это «Le tombeau de Couperin» Мориса Равеля (в русских изданиях обычно: «Гробница Куперена»). Бросив взгляд на материалы первого большого раздела, легко заметить уместность объединения их в группы, образующие некие подобия tombeau.

Эмиль Григорьевич Гилельс (1916–1985)

 «Главное – образ…». Эмиль Гилельс в беседе с Инго Харденом

 

Интервью, которое Э. Г. Гилельс дал немецкому журналу «Фонофорум» в 1972 г., во время записи концертов Брамса с оркестром Берлинской филармонии п/у О. Йохума. Запись эта, как известно, стала одним из шедевров пианиста. Великий пианист рассказывает о своем подходе к различным композиторам, к самой музыке. Знаменитый немецкий критик Инго Харден делится своими суждениями об искусстве Гилельса. По-русски публикуется впервые.

Из откликов прессы

В. М. Городинский. Воспитание Эмиля

Элен Журдан-Моранж. Триумф Эмиля Гилельса во Дворце Шайо

А. М. Меркулов. Не только в юбилей

Г. Б. Гордон. Бетховенский цикл Э. Гилельса

Е. Я. Либерман. Художник-мыслитель

Подборка прессы – от чудовищного памятника 1930-х гг. («Воспитание Эмиля» В. Городинского, одного из высоких советских музыкальных чиновников) до рецензий последних лет творческого пути великого артиста, написанных видными музыкантами. Поучительная картина…

Страницы воспоминаний

Альдо Чикколини

Рудольф Баршай. Из беседы с Феликсом Готлибом

В. А. Столов. Воспоминания об учителе

Дополнение. Из писем Э. Г. Гилельса к В. А. Столову

Тами Аронович

Уриэль Сегал. Встреча с Эмилем Гилельсом

А. С. Церетели. Воспоминания о короткой переписке с Э. Г. Гилельсом

Большая часть публикуемых воспоминаний выходит по-русски впервые, а воспоминания профессора Казанской консерватории В. А. Столова написаны специально для сборника. В них автор достаточно подробно пишет о своих занятиях с Гилельсом. Много нового читатель узнает из воспоминаний дирижеров (Рудольфа Баршая, Уриэля Сегала, а также супруги Юрия Арановича), рассказывающих о работе с великим солистом и сопутствующих обстоятельствах…

Станислав Генрихович Нейгауз (1927–1980)

Е. Р. Рихтер. Загадка

 

Статья профессора Московской консерватории (в прошлом – ученицы и ассистентки Станислава Нейгауза), дополненная по сравнению с прежними публикациями.

Кирилл Диановски. Воспоминания о С. Г. Нейгаузе

С. Я. Калачев. Из воспоминаний о С. Г. Нейгаузе

 

Воспоминания бывших учеников  профессора С. Г. Нейгауза, ныне профессоров вузов Братиславы и Воронежа. Написаны специально для сборника. Сообщаются ценные сведения по методике преподавания, воссоздается сама обстановка в классе: по многочисленным признаниям учеников, большой артист учит, прежде всего, сам собой… К. Диановски подробно воспроизводит указания профессора к одному из шедевров его репертуара – Четвертой балладе Шопена.

 

Генрих Нейгауз (младший). О том, что помню…

Подробные воспоминания сына Станислава Нейгауза, повествующего об отношении и исполнении отцом музыки различных композиторов, рассказывающего немало нового о самом Станиславе Нейгаузе. Подробно описывается работа в классе над несколькими сочинениями – в частности, факсимильно воспроизведены ноты Ноктюрна до минор Шопена с пометками мастера.

 

Сведения о репертуаре и аудио/видеозаписях Станислава Нейгауза

 

Подробный перечень аудио- и видеозаписей выдающегося артиста публикуется впервые.

Татьяна Петровна Николаева (1924–1993)

М. С. Петухов. Татьяна Петровна Николаева (фрагменты воспоминаний)

Дополнение: М. С. Петухов отвечает на вопросы М. В. Лидского

 

Воспоминания бывшего ученика и ассистента Николаевой, ныне профессора Московской консерватории, известного пианиста и композитора. За воспоминаниями М. С. Петухова следует подробный разговор о выдающейся пианистке, ее творческих принципах, жизни и эпохе. Затрагивается ряд актуальных проблем современного исполнительства и педагогики.

Из писем Д. Д. Шостаковича Т. П. Николаевой. Публикация К. К. Тарасевича

 

Впервые публикуемые фрагменты писем великого Шостаковича к молодой пианистке и композитору (1950-е гг.).

Список сочинений Т. П. Николаевой. Составлен М. Г. Ефремовым

 

Подробный перечень сочинений Т.П. Николаевой публикуется впервые. Ее композиторская деятельность не получила широкого признания, в то время как она занимала большое место в жизни замечательного музыканта.

Самуил Евгеньевич ФЕЙНБЕРГ (1890–1962)

А. Н. Александров. Самуил Фейнберг

 

Статья выдающегося композитора, написанная еще в начале 1920-х гг., в которой дается высочайшая оценка творчеству С.Е. Фейнберга – большого композитора, прославившегося, прежде всего, как пианист и педагог.

Из писем С. Е. Фейнберга. Подготовка текста и комментарии: В. В. Бунин, М. В. Лидский, М. Д. Соколова, Н.-А. Фигови

Обширная подборка писем (1913–1962), содержащих историю жизни выдающегося музыканта. Серди адресатов: А.Б. Гольденвейзер, П.А. Ламм, Н.Я. Мясковский, А.Ф. Гедике, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, В.К. Мержанов… Большая часть писем публикуется впервые. Письма подробно откомментированы.

М. А. Ещенко. [Воспоминания о С. Е. Фейнберге]

С. Н. Величко. Я его боготворила и внимала ему, как пророку

Воспоминания двух бывших учениц Фейнберга, впоследствии видных музыкантов и педагогов. Воссоздается неповторимая атмосфера уроков профессора. Публикуются впервые.

В. В. Бунин отвечает на вопросы М. В. Лидского.

 

 Подробный разговор редактора-составителя сборника с пианистом и педагогом Виктором Буниным – бывшим учеником, а ныне признанным исследователем и пропагандистом творческого наследия Фейнберга, автором нескольких книг и статей о нем, исполнителем большого числа его музыкальных произведений. Читатель узнает немало нового о знаменитом музыканте.

 

Интервью, воспоминания, статьи

Кэрола Гринди. Из бесед с пианистами

Беседа с Хорхе Боле

Беседа с Эдит Пихт-Аксенфельд

Беседа с Магдой Тальяферро

Беседа с Фу Цуном

 

Кэрола Гринди (Carola Grindea) – основатель и многолетний президент Европейской ассоциации преподавателей фортепиано (European Piano Teachers’ Association; EPTA) На протяжении многих лет в “Piano Journal” (печатный орган EPTA) под рубрикой “Who is Who of Pianists” (“Кто есть кто среди пианистов”) публиковались  ее интервью с известными пианистами и фортепианными педагогами. Собеседники Кэролы Гринди рассказывают о своей работе, о том, как и у кого они учились, высказываются по ряду важных профессиональных проблем.

Л. Е. Слуцкая. Из бесед с пианистами – профессорами Московской консерватории

 

Фрагменты бесед профессора Московской консерватории Л. Е. Слуцкой с известнейшими профессорами-пианистами: Э. К. Вирсаладзе, В. В. Горностаевой, С. Л. Доренским, М. С. Воскресенским, А. А. Наседкиным, Ю. С. Слесаревым, Н. А. Петровым, Н. Л. Штаркманом и др.

 

И. Н. Захарова. Страницы жизни

 

Воспоминания известного педагога ДМШ г. Дубны (Московская область) о детстве, о годах учения в Гнесинском институте (1950-е гг.), о встречах с М. В. Юдиной в Хабаровске (где автор работал одно время) и Москве, о собственной педагогической работе,  об эпохе

М. И. Маршак (Marina MarshakYoung). Из воспоминаний

 

Автор – многолетний педагог МССМШ им. Гнесиных, а затем университета Ратгерс (США) – вспоминает своих учителей – знаменитых музыкантов Н. Л. Фишмана, А. И. Иохелеса, М. В. Юдину; своего безвременно умершего исключительно одаренного ученика Кирилла Дудникова, делится опытом работы и жизни…

Генрих Нейгауз (младший). Из воспоминаний. О дорогих и любимых. Андрей Новицкий

 

Генрих Нейгауз (младший) вспоминает покойного друга – покойного пианиста Андрея Новицкого – легендарного «скрябиниста», злой волею судьбы лишенного возможности полноценно концертировать. В текст включена запись беседы автора с М. А. Новицкой.

Т. Я. Подрабинек. Жизнь и судьба русской пианистки Ольги Ачкасовой–Юниус

 

Мемуарный очерк известного детского педагога об учителе – О. И. Ачкасовой-Юниус. Бывшую ученицу А. К. Глазунова и А. Н. Есиповой, а затем учительницу молодого Евгения Мравинского судьба забросила сначала в эмиграцию, а затем в интинские лагеря. После освобождения О. И. Ачкасова-Юниус осталась до конца дней в Инте, где преподавала в музыкальной школе. Автор подробно пишет о методике своего педагога, повествует о жизни в Инте 1950-х гг.

Л. А. Франк. Очерк о любимом педагоге

 

Очерк профессора Уфимской академии искусств им. З Исмагилова об учителе – профессоре Б. М. Берлине. Подробно описана знаменитая «система Берлина».

 

А. С. Церетели. Вновь слушая Клиберна

 

Статья о всенародном любимце Ване Клиберне, навеянная публикацией фирмой «Мелодия» собрания записей пианиста. Автор подробно рецензирует диски, делясь соображениями и размышлениями о судьбе пианиста и восприятии его искусства на протяжении десятилетий.

Публикации

Дискуссия о развитии исполнительского мастерства пианиста. Стенограмма собрания фортепианного факультета Московской государственной консерватории (декабрь 1953 г.). Подготовка текста и комментарии А. М. Меркулова и М. В. Лидского

 

                  Впервые публикуется стенограмма обстоятельной дискуссии, имевшей место на фортепианном факультете Московской консерватории в 1953 г., – с участием Г. Р. Гинзбурга, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, В. В. Нечаева, В. А. Архангельского, М. С. Неменовой-Лунц, Л. Н. Бермана и А. А. Николаева. Материал ценнейший.

 

Клод Дебюсси. Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна». Обработка для фортепиано А. И. Ведерникова (факсимиле рукописи). Публикация О. В. Худякова

 

Творческое наследие Анатолия Ведерникова лишь начинает получать подлинное признание. В его архиве сохранилось немало сделанных им переложений. Одна из первых публикаций – транскрипция знаменитой пьесы Дебюсси.

Кирилл Дудников. Прелюдия и фуга си мажор (факсимиле рукописи). Публикация Н. Н. Козерчук

 

Рукопись одной из прелюдий и фуг Кирилла Дудникова (1956–1976). Подробнее об авторе – в воспоминаниях М. И. Маршак.

 

Макс Регер. «Песни без слов» Феликса Мендельсона Бартольди. Перевод и комментарии: В. В. Шпиницкого

 

Статья Макса Регера, написанная к 100-летию Мендельсона (в 2009 г., как известно, праздновалось уже 200-летие…). Статья выдающегося композитора и теоретика содержит немало проницательных метких оценок.

 

Франц Шуберт. Соната ля мажор ор. 120 с пометками М. И. Гринберг (факсимиле). Публикация О. А. Макаровой

 

Стало доброй традицией включать в волгоградские фортепианные сборники факсимиле нот, по которым работала Мария Израилевна Гринберг. В новом сборнике вниманию читателя предлагается копия ее рабочего экземпляра Сонаты ля мажор ор. 120 Франца Шуберта, одного из шедевров репертуара пианистки. Многочисленные пометки касаются интерпретации и технологии

Памяти И. В. Никоновича (1935–2012)

Некролог, написанный редактором-составителем сборника М. В. Лидским.

На главную