Волгоград –

фортепиано –

2004

Всероссийский мастер-класс «Волгоград–фортепиано–2004»

На главную

«Волгоград–фортепиано–2000»

Сборник статей и материалов
по истории и теории фортепианного искусства

Редакционная коллегия: Д. Б. Горбатов, М. В. Лидский, Н. И. Рубцов, В. В. Шпиницкий

Редактор‑составитель: М. В. Лидский

 

Объем сборника –
240 страниц

Петрозаводск 2005

 

Обсуждение сборника
«Волгоград-фортепиано-2004»

...на форуме «Классика»

...на форуме «Музыка ветра и роз»

ОбложкаВград2004

Отправьте заказ
и сборник
«Волгоград-фортепиано-2004» будет выслан Вам по почте наложенным платежом
(цена 200 руб. +  почтовые расходы)

 

В Москве сборник продается в магазинах:

·       «Симфония» (Б. Никитская ул., 13, тел. 2020985)

·       «Ноты» (Тверской бульв., 9, тел. 2020913)

·       Салон «Симфония» (Нагатинская ул., 27, тел. 1125457)

·    В концертных залах Консерватории на концертах

Les tombeaux
Эмиль Григорьевич Гилельс (1916–1985)

              Леонид Гаккель. Размышления о Гилельсе

              Гилельс и вечная гармония. Беседа М. Жирмунского с В. П. Афанасьевым.

              Борис Гольдштейн. Мой друг Эмиль Гилельс.

              Л. И. Фихтенгольц. Из воспоминаний об Эмиле Гилельсе

              Л. Д. Темникова. Э. Г. Гилельс в моей жизни (воспоминания консерваторских лет)

Александр Константинович Глазунов (1865–1936)

              Г. Б.  Гордон. А. К. Глазунов: о значении его творчества, его музыке, прежде всего фортепианной, и некоторых аспектах ее исполнения, а также немного о нем самом.

Мария Израилевна Гринберг (1908‑1978)

              Шостакович. Прелюдии и фуги ля‑мажор и фа‑диез‑минор ор. 87 №№7 и 8 с пометками М. И. Гринберг. Публикация О. А. Макаровой.

              С. Ю. Воронов. Несколько замечаний о Фантазии f-moll Шуберта ор. 103 в транскрипции М. И. Гринберг

              Дискография Марии Гринберг. Составил М. В. Лидский

Владимир Иванович Кривцов (1938–1990)

              А. В. Кривцова. Краткие биографические сведения о моем отце В. И. Кривцове

              «Лесные мотивы» (1988). Четыре пьесы для фортепиано в романтическом стиле. Публикация А. В. Кривцовой.

Зимние сумерки

Серебряный ручей

Цветы на проталине

Лес просыпается

              Послесловие публикатора

Генрих Густавович Нейгауз (1888‑1964)

Валерий Воскобойников. О самом любимом и дорогом. О самых любимых и дорогих (воспоминания о Генрихе Густавовиче Нейгаузе)

Шура (Александр Исаакович) Черкасский (1909‑1995)

              М. В. Лидский. По прочтении книги Ганса Фаццари о Шуре Черкасском (вроде реферата)

              Беседы Ганса Фаццари с Шурой Черкасским.

              Репертуар и дискография Шуры Черкасского

Олег Константинович Эйгес (1905–1992)

              Краткая биография и список произведений О. К. Эйгеса. Составил проф. Г. В. Чернов.

              Г. В. Чернов. О моем учителе О. К. Эйгесе.              О. К. Эйгес Отрывки из воспоминаний

              Беседа О. А. Макаровой с Г. Б. Гордоном

Postscriptum I. Три взгляда на одну книгу

              Ревекка Фрумкина. Непокоренный Рихтер.

              А. С. Церетели. «Должно быть больше тумана».

              М. В. Лидский. По прочтении книги Бруно Монсенжона о Рихтере (вроде рецензии).

Postscriptum II. Слово — пианистам.

              Игнацы Ян Падеревский. Tempo rubato.

              Беседа Михаила Жирмунского с Валерием Афанасьевым.

              Фрагменты беседы Дэйва Леттермана с Иваном Моравецом

              Беседа Виллема Бооне с Григорием Соколовым

              Беседа Виллема Бооне с Киприеном Катсарисом

От редактора-составителя

Вновь, как и четыре года назад, рад представить читателю сборник статей и материалов по истории и теории фортепианного искусства, выходящий в славном городе на Волге, — на сей раз под названием «Волгоград-фортепиано-2004».

Основной раздел сборника озаглавлен по-французски: «Les tombeaux» (подходящего русского эквивалента этому термину нет). Жанр tombeau имеет богатые традиции во французской музыке. Так называлась пьеса либо серия пьес, посвященная памяти усопшего. Произведения в жанре tombeau писали Жан-Батист Люлли, Сильвиус Леопольд Вайс, Марэн Марэ и другие известные авторы. Самый знаменитый образец этого жанра был создан, однако, в XX веке: это «Le tombeau de Couperin» Мориса Равеля (в русских изданиях обычно: «Гробница Куперена»). Каждый номер этой сюиты посвящен памяти одного из друзей композитора, погибших в Первую мировую войну. В то же время, Прелюдия с фугой, старинные танцы и Токката, составляющие Сюиту, равно как и посвящение всего цикла памяти Куперена, придают равелевскому сочинению характер памятника чуть ли не всей французской культуре. Бросив взгляд на материалы настоящего сборника, легко заметить уместность объединения их в группы, образующие некие подобия tombeau, — отсюда и заголовок.

Две другие группы материалов: «Три взгляда на одну книгу» (имеется в виду обратившая на себя общее внимание книга Бруно Монсенжона «Рихтер. Диалоги. Дневники», вышедшая в 2002 году в московском издательстве «Классика-XXI»), а также «Слово — пианистам» (статьи и интервью видных пианистов разных лет). Они призваны дополнить картину…

Остается лишь поблагодарить за сотрудничество авторов, а также моих товарищей по редакционной коллегии: Дмитрия Борисовича Горбатова и Николая Ивановича Рубцова. Также благодарю за помощь И. М. Бернштейн, О. А. Макарову, Г. В. Чистякову, Е. В. Щербакова и участников Интернет-форума Бориса Лифановского (http://forums.lifanovsky.com) — в особенности, А. Кривцову и Б. Зиндельса.

М. В. Лидский
январь 2004 года

 

На долю этого сборника неожиданно выпали суровые испытания – выпустить его в Волгограде, в сущности, не удалось (не считая пробных экземпляров).

Сборник выходит через год после намеченного срока, и совсем в другом городе – в Петрозаводске, где ему и всем нам пришли на помощь.

Перед повторной сдачей в печать тексты были подвергнуты корректуре; сделанные изменения нельзя, однако, назвать существенными. Так или иначе, именно настоящее, петрозаводское издание следует считать, как ни парадоксально, аутентичной версией сборника «Волгоград-фортепиано-2004».

Скажем же спасибо Петрозаводску и лично Виктору Вячеславовичу Шпиницкому!..

М. В. Лидский
январь 2005 года

Заголовок основного раздела предлагаемого сборника — «Les Tombeaux» — фокусирует основную идею издания. У самого французского слово нет точного эквивалента в русском языке. «Жанр tombeaux имеет богатые традиции во французской музыке. Так называлась пьеса либо серия пьес, посвященная памяти усопшего. (…) Бросив взгляд на материалы (…) сборника, легко заметить уместность объединения их в группы, образующие некие подобия tombeaux» (Михаил Лидский).

Статьи и материалы сборника посвящены как пианистам и композиторам, чьи имена у всех на слуху (Эмиль Гилельс, Генрих Нейгауз, Александр Глазунов, Святослав Рихтер, Мария Гринберг), так и не столь известным (Шура Черкасский, Олег Эйгес, Владимир Кривцов).

Основные жанры материалов — мемуары и интервью; именно поэтому сборник напрочь лишен академической «бесконфликтности». Даже фигуры «первого ряда» (Эмиль Гилельс) раскрыты, во-многом, по-новому.

Случай с Гилельсом особый: этот величайший пианист XX века до сих пор не оценен по достоинству, и хорошо известны корни подобной недооценки: они — не творческого, а спекулятивно-политического плана. С подачи Генриха Нейгауза, а затем и Святослава Рихтера известный конфликт Нейгауза и Гилельса был трансформирован в сознательную недооценку и принижение последнего. Другая, смежная проблема — рихтеромания как разновидость музыкального культа личности, захлестнувшая умы соотечественников, — уже неоднократно исследовалась «МО». Главнейший «возбудитель» этого «инфекционного заболевания» — известные дневники, изданные  Бруно Монсенжоном, — стали темой трех рецензий: восторженной (Ревекка Фрумкина), взвешенной (Михаил Лидский), ярко-публицистической и даже разоблачительной (Александр Церетели). Не буду скрывать — последняя мне ближе всего. Александр Церетели относится к Рихтеру с уважением, но это уважение музыканта с хорошим слухом (в широком смысле слова) к гениальному собрату, лишенное мифологии; в рамках этого отношения уживаются восхищение, критика, признание должного — и разоблачение лжи, равно ли намеренной или невольной,— как следствия особой нервно-психической организации.

Отметим, что тема «Рихтер-Гилельс-Нейгауз» — одна из центральных не только в упомянутом разделе, но и в самой подборке о Гилельсе, а также в мемуарах Валерия Воскобойникова (формально они — о Г. Нейгаузе).

Книга просто переполнена эксклюзивным материалом; таков, в частности, последний раздел — интервью разных лет (самое раннее — 1909, позднейшее — 2003 годы) с Яном Игнацы Падеревским, Валерием Афанасьевым, Иваном Моравецом, Григорием Соколовым, Киприеном Катсарисом. Все переводы с английского принадлежат редактору-составителю. (Отметим, что Михаил Лидский также — и уже с итальянского— перевел живое и увлекательное интервью Ганса Фаццари с Шурой Черкасским).

Некоторый акцент на мемуарах и интервью уравновешен источниковедческой публикацией Ольги Макаровой («Прелюдии и фуги Шостаковича с пометками Марии Гринберг»), аналитической статьей Григория Гордона («А.К. Глазунов: о значении его творчества, о его музыке, прежде всего фортепианной, и некоторых аспектах ее исполнения, а также немного о нем самом»).

Как это часто бывает, замечательный по разнообразию и наполненности сборник издан мизерным тиражом 500 экземпляров. Отметим также, что в силу организационных причин легитимным (или, если угодно, аутентичным) следует считать именно петрозаводский вариант сборника.

Михаил Сегельман, «Музыкальное обозрение», март 2006

 

На главную